В "Татарстане" поменялся управляющий // Авиакомпанию передали в частные руки.
9 декабря 2005 года
Как сообщил „Ъ“ министр земельных и имущественных отношений РТ Валерий Васильев, правительство республики приняло предложение ООО «Нур-1» о передаче ему в управление национального авиаперевозчика «Татарстан» около месяца назад. В конце ноября Кабинет министров принял распоряжение, в соответствии с которым полностью обновился состав совета директоров компании. По данным „Ъ“, сейчас в него входят два предложенных Кабмином представителя государства, а также 7 представителей компании«Нур-1». Председателем совета директоров АК вместо министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимира Швецова избран руководитель и владелец ООО «Нур-1» Маннаф Сагдиев.
ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» на 100% принадлежит правительству РТ. Парк состоит из 25 самолетов (из них летает 18) ТУ-154, Ту-134, Як-42. В 2004 году компания перевезла 314 тыс. пассажиров (в 2003 году — около 232 тыс. человек), выручка составила 1,2 млрд руб. (в 2003 году — 883,4 млн руб.), чистая прибыль — два млн руб. (в 2003 году — 17,8 млн руб.).
ООО «Нур-1» является материнской компанией холдинговой группы, объединяющей 12 предприятий, работающих в сельскохозяйственной, строительной, дорожной, транспортной, торговой и других отраслях республики. В прошлом году оборот группы составил пять млрд руб. По словам Валерия Васильева, в ближайшие дни Министерство земельных и имущественных отношений РТ (МЗИО) подпишет с ООО «Нур-1» договор на представление интересов государства в авиакомпании «Татарстан». Через несколько месяцев ведомство проведет конкурс по выбору управляющей компании для передачи АК в доверительное управление с правом последующего выкупа в свою собственность.
Глава «Нур-1» Маннаф Сагдиев подтвердил вчера „Ъ“, что договор с МЗИО, который, как он ожидает, будет подписан сегодня, предусматривает передачу функций на управление авиаперевозчиком сроком на три года.
Судя по всему, вопрос о том, кто будет владельцем авиакомпании, тоже уже решен. Как сказал „Ъ“ источник в правительстве РТ, «если правительство решило привлечь в качестве инвестора авиакомпании „Нур-1“, то этот холдинг и станет ее владельцем». У самого господина Сагдиева тоже нет никаких сомнений в том, что именно его компания станет собственником АК «Татарстан» по итогам конкурса МЗИО. «После получения компании в доверительное управление мы намерены выкупить ее в свою собственность в течение полугода», — сказал Маннаф Сагдиев „Ъ“. При это глава группы подчеркнул, что покупка авиаперевозчика не станет «портфельной» инвестицией. «Речь о перепродаже авиакомпании не идет — мы ее включим в состав своей группы и будем развивать как наш отдельный авиационный бизнес», — сказал Маннаф Сагдиев. По его словам, в настоящее время, специалисты авиакомпании во главе с ее генеральным директором Магомедом Закаржаевым готовят бизнес-план развития АК на ближайшие пять лет, который будет представлен на рассмотрение совета директоров АК 21 декабря. Говорить о планируемых объемах инвестиций в развитие компании до заседания СД глава группы посчитал преждевременным. Но сообщил, что компания, сохраняя статус республиканской, должна выйти по масштабам своей деятельности за федеральные рамки. «У нас есть планы в перспективе охватить не только Россию, но и более широкое
поле», — сказал господин Сагдиев.
Отметим, что вопрос о продаже авиакомпании «Татарстан» стоит перед властями республики уже четвертый год. По словам гендиректора АК «Татарстан» Магомеда Закаржаева, для развития компании требуется привлечь до $200-300 млн. Три года назад обсуждались планы продажи контрольного пакета акций национального перевозчика местной частной авиакомпании «Тулпар», но крест на этой сделке поставил премьер-министр РТ Рустам Минниханов, заявивший, что «Тулпар» не способен вложить в авиакомпанию достаточные средства для развития. Год назад республика почти договорилась о продаже авиакомпании банку «Русский стандарт», но по неясным причинам владелец банка Рустам Тарико передумал покупать авиаперевозчика, и в итоге аукцион по продаже компании был признан несостоявшимся. Похоже, что теперь правительство республики окончательно определилось с тем, в чьи руки отдать свои авиационные активы. Эксперты указывают, что у госсобственника появилась юридически обоснованная возможность приватизации авиакомпании в форме доверительного управления с последующим выкупом только после срыва аукциона. И он такой возможностью воспользовался — без повторной попытки продать авиакомпанию на аукционе.
Татьяна КОРНЕЕВА "Коммерсантъ - Волга-Урал"